До того, как я начал занимать руководящие должности сам, мне удалось поработать под начальством нескольких человек. В этом посте я хочу поделиться теми полезными знаниями, которые я получил от них.

Моим первым директором был Дмитрий Жестовский. Компания, в которой я работал под начальством Дмитрия — белорусский офисный портал Office.by. Портал давно покоится в веб-архиве, а домен был перехвачен киберсквоттерами, а позднее перепродан, возможно, несколько раз.

К сожалению, не знаю, чем Дмитрий занимается теперь, в какой он стране и в какой сфере. Не общались мы с ним много лет. Думаю, что у него все хорошо.

Занимался я в первую очередь продажами рекламы на портале через холодные звонки. 50-100 звонков в день по контактам из бизнес-справочника уже в первый месяц работы принесли мне первые продажи. Кстати, умение продавать по телефону я рекомендую освоить всем людям, связанным с продажами и презентациями продуктов, это архиполезный навык.

Дмитрий научил меня называть директоров «руководителями» (по его мнению, само слово «директор» имеет запах совка»), делать визуально привлекательные скидки в 3.3% (что зачастую воспринимается подсознательно, как 33%) и вести переговоры.

Вторым руководителем в той же компании, техническим директором, был Олег Ярославцев. Если ничего не изменилось, Олег сейчас технический директор МТ-Банка.

3

Очень умный, дальновидный человек, фонтанирующий работающими идеями, умеющий делать множество разнообразных вещей своими руками. Олег оставил след в моем характере и научил воспринимать мир немного по-другому. Он из тех, кто всегда делал полностью и делал хорошо. Можно сказать, что Олег научил меня мотивации персонала через живой диалог.

После закрытия проекта какое-то время я жил фрилансерской жизнью, а потом пошел к Олегу Тягунову в «Активные Технологии». Это было в 2005 году.

У Олега Тягунова я научился правильному построению бизнес-процессов. Олег сделал лучшую хостинговую компанию в стране, оставив конкурентов далеко позади, благодаря открытости, продуманности и правильной организации работы компании. Мне нравилось с ним работать и по хостинговой тематике, и в сфере разработки сайтов (я вел несколько проектов, как Project Manager).

Внезапно я решил изменить сферу деятельности, получив приглашение в компанию «Промпродимпекс». Была перспектива зарабатывать около 700$/мес, занимаясь внешней экономической деятельностью (искать поставщиков в EU, договариваться о скидках и т.п.). Параллельно предполагалось поддерживать работу сети, заменив приходящего системного администратора.

В ППИ я проработал 3-4 месяца и уволился. Работа сводилась к системному администрированию (а это был ад: зоопарк разных компьютеров, в том числе с Win98 и терминальным сервером с рейдом). Зарплата составляла около половины оговоренной суммы. Я очень много узнал о разном железе и сетях в тот период, поэтому благодарен за бесценный опыт. Но повторять бы не стал никогда :D.

Руководителем компании был литовец; рабочую неделю он проводил в Минске, а на выходные уезжал в Вильнюс. Общались мы часто, но по рабочим вопросам. Затрудняюсь сказать, чему я научился у него. Наверное, отказываться от работы, которая мне неинтересна.

Очередной период фриланса, веселых пивных тусовок и я попал в Interactel. Местный директор был номинальным, а руководитель находился в Норвегии. Общались мы по SIP-телефонии, иногда он приезжал в местный офис.
Томас научил меня ценить усилия и реальные успехи сотрудников (я прокачался с 350$ до 1000$ за полугодовой период) и с головой втянул меня в сферу продаж мобильного контента. Когда Interactel был закрыт, я пассивно получил знания о том, что нельзя упарываться наркотиками и полностью забивать на работу компании, в крайнем случае нужно делегировать свои полномочия 🙂

С тех пор прямых руководителей у меня не было, потому что я сам стал руководителем и лицом компании «Русский Биллинг». Топ-менеджеров, с которыми либо под контролем которых я позднее работал в различных проектах, я в большей степени воспринимаю, как равных партнеров.

Резюмируя:

  • Я начал работать с 2003 года.
  • К первой руководящей позиции я шел 4 года (не считая руководства отделами).
  • Что-то полезное можно взять у любого человека.

На каждом рабочем месте мне приходилось искать решения, облегчающие рабочий процесс. У меня большая склонность к автоматизации и стандартизации процессов, поэтому каждый из проектов добавлял знания не только по прямым должностным обязанностям. Всегда находились задачи, которые приходилось решать, не имея специальных знаний или опыта. Абсолютное большинство рабочих вопросов удавалось успешно закрывать благодаря тому, что я не долбил своих коллег, а искал решения сам. И не сдавался, когда не получалось.